Телефонные мошенники придумали новый изощренный способ завладеть чужими сбережениями. Вместо запугивания уголовными делами – невинные звонки от имени сотовых операторов.
Схема обмана настолько проста и убедительна, что жертвы до последнего не догадываются, что попались на крючок. Отрезвляют разум лишь «появившиеся из ниоткуда» многомиллионные долги по кредитам. Каким образом аферисты сбивают с толку людей, и как не угодить в их ловушку, узнала корреспондент Татьяна Балыкина.
Доступа в личный кабинет на сайте «Госуслуг» Наталья из Саратовской области лишилась, попав в руки мошенников, которые разработали новую схему обмана. Она всего лишь согласилась перезаключить договор с мобильным оператором, боясь потерять свой номер.
«Мне раздался звонок по телефону, я взяла трубку. В трубке услышала якобы сотрудника Tele-2. Он сообщил, что у меня заканчивается срок действия моей сим-карты, и мне ее надо прям срочно поменять. Сегодня последний день. И он сказал: «Я вам сейчас вышлю код, и вы должны будете сказать», – вспоминает женщина.
Деятельность псевдо-оператора связи начинается как раз с получения секретных цифр. Схема выглядит так: жертва сообщает код из SMS, мошенник таким образом получает доступ к хранилищу всех данных человека. На портале «Госуслуг» меняется пароль, новый пользователь заказывает справку о доходах и обращается в микрофинансовые организации.
Дальше идут звонки уже якобы от сотрудников Центробанка. Собеседники предлагают защитить аккаунт с помощью специального приложения. Так Наталья установила на телефон мужа некий «сертификат безопасности». Итог – семья Баубузов в долгах почти на два миллиона рублей.
По похожей схеме пытались обмануть и Александра из Москвы. Аферисты представились сотрудниками мобильного оператора, и предложили срочно приехать в офис на другом конце столицы.
«Говорит, что мне это необходимо сделать. Ну я говорю, это же можно сделать в любой точке обслуживания. Он говорит: «Нет вам надо к нам подъехать». Назвал адрес – Марксистская, 4. Ну это вообще стало смешно», – рассказал Александр.
Аферисты надеялись, что жертва согласится сделать это дистанционно, и назовет заветные цифры из SMS-сообщения. Но план провалился: клиент оказался внимательным. Это и помогло ему сохранить личный кабинет «Госуслуг» в неприкосновенности. Иначе вернуть доступ было бы непросто.
«Операции через «Госуслуги» по возврату контроля над личным кабинетом толком не предусмотрено. В случае утечки кода остается только обратиться в правоохранительные органы и банки для уведомления их службы безопасности о том, что произошло. Чтобы они предприняли меры по блокировке счета», – объяснил независимый эксперт по кибербезопасности Александр Алексеев.
Схема с перезаключением договора начала распространяться недавно. Однако, за считанные недели в ловушку успели попасть тысячи россиян. Мобильные операторы уже выпустили предупреждение.
«К продлению договора такие звонки не имеют никакого отношения. Кроме того, оператор связи никогда не запрашивает проверочные коды из SMS», – заявили в пресс-службе мобильного оператора «МегаФон».
С помощью «Госуслуг» от имени доверчивых абонентов аферисты могут взять кредит. Аннулировать его возможно, однако придется потратить на это очень много сил и времени.
«Начнутся такие непростые взаимоотношения с микрофинансовыми или кредитными организациями. Гражданину нужно будет доказать, что он не обращался к ним за кредитом. Мне кажется микрофинансовые организации тоже нужно привести в чувство, чтобы они все случаи автоматического взятия просто исключили. Потому что есть способы, когда человек может себя полностью идентифицировать – сфотографироваться с паспортом», – отметил заслуженный юрист России Иван Соловьев.
Гораздо проще – быть бдительным во время общения с незнакомыми людьми по телефону. Особенно, если они просят сделать что-то срочно.
Источник: Рен-ТВ