Закон о такси вступит в силу с 1 сентября. Нашлись регионы, где официально оформлен лишь каждый 16-й перевозчик. Так, например на совещании в Калужской области выяснилось, что самозанятыми там оформлены всего 1500 таксистов, а на агрегаторах числятся 25 тысяч водителей. Это значит, что либо извозчиков резко станет меньше, либо нелегальные будут работать в «серой» зоне. Корреспондент РЕН ТВ Анна Воропай оценила, как идет внедрение изменений, которые по сути должны защитить пассажиров.
Анастасия не может без слез показать фотографию мамы с кровоподтеками под глазами после сотрясения мозга. Так ее избил таксист за отказ выйти из машины. Водитель посчитал, что в его автомобиле тариф рассчитывается не по километрам, а по общему весу пассажиров. А четыре женщины, одна из которых еще и полная — слишком большая нагрузка на шины. Они якобы лопаются от лишнего веса мамы Насти.
«Он во-первых, словесно унизил и оскорбил, так еще и начал бить. Было страшно, потому что водитель бил по лицу. Мне казалось, что вот-вот он меня просто вырубит, потому что каждый удар он был с такой особой жестокостью», — рассказывает пассажирка такси Анастасия Селютина.
Бросив женщин в луже крови водитель уехал на другой заказ. Правда, недалеко — от работы его тут же отстранили. Чтобы поездки на такси стали безопаснее, в России приняли новый закон. Уже с 1 сентября к перевозкам больше не допустят водителей с непогашенной судимостью по тяжелым статьям, с тремя неоплаченными штрафами за нарушение ПДД и даже тех, кто не умеет ездить без навигатора. Таксистам придется проходить аттестацию на знание города. Но главное: агрегаторы больше не смогут делать вид, что они не при чем.
«Когда что-то происходит с пассажиром, агрегатор говорит: «вы же у меня делали только заказ, а всю ответственность несет компания, компания перевозчика». И вот ответственность за передачу заказа стала на первом месте», — отмечает Ирина Зарипова, председатель общественного совета по развитию такси.
Теперь агрегаторов хотят штрафовать за передачу заказов водителю, у которого нет разрешения на работу в такси. В Москве такая лицензия есть почти у всех, но в целом по стране — лишь у каждого пятого.
Получить ее не сложно, а вот сделать ОСАГО с отметкой о перевозке пассажиров для водителей накладно. Такая страховка тоже станет обязательным для работы в такси условием. Если произойдет авария — максимальная сумма компенсации для пассажира будет не как сейчас — 500 тысяч рублей, а два миллиона.
«Попадаются такие водители со страховыми полисами ОСАГО, в графе «цель использования» которых указано «личное». А должно быть оформлено «такси», — пояснил старший инспектор ДПС Сергей Сизов.
Пока за работу без такого полиса водитель платит только штраф — 500 рублей. И таксистам дешевле заплатить, чем думать о страховке жизни пассажира. Но когда закон заработает, ОСАГО по тарифу для перевозчиков станет обязательным. Без него разрешение на работу могут аннулировать. Вот только стоит такой полис в несколько раз дороже.
«Обычная стоит 10, 12, 13 тысяч. А так стоит 40 тысяч. Мы сами платим все», — говорит таксист Абдулалим.
Даже в крупных городах оформить страховку готовы не все. В регионах, где средний чек поездки — 200 рублей, расходы на нее и вовсе не отбить. Поэтому руководители таксопарков не скрывают: платить за нововведения придется не таксистам, а их пассажирам.
«Это требует определенных затрат, больших затрат. И те, кто не планирует их нести, к сожалению вынуждены либо уйти с рынка, либо уйти в серую зону», — считает руководитель таксопарка Януш Пинтер.
Чтобы ловить таксиста не пришлось по старинке, голосуя на тротуаре, некоторые спорные и трудновыполнимые пункты закона сейчас хотят отложить — на год или даже на два. В Госдуме уже готовят такой законопроект.
«Ничего к этому не готово, никаких методических материалов на это просто нет. Я думаю, что это опять это на какой-то срок сейчас передвинут, просто приняли галочку поставили, а дальше будут дорабатывать нервы потрепали всем и все», — отметил Николай Кодолов, председатель московского профсоюза такси.
Нервы у таксистов уже испорчены. До вступления в силу закона остался месяц, и его вряд ли хватит, чтобы подготовиться к работе по новым правилам.
«А я с 1 сентября не буду работать в такси. Уже не выгодно», — отмечает таксист Ширхан Алиев.
Авторов закона такие заявления не пугают. В сфере перевозок давно пора навести порядок. Сейчас таксисты попадают в ДТП в семь раз чаще других водителей. И слишком часто перевозят пассажиров по тарифу, опасному для жизни.
Источник: Рен-ТВ